Прощеное воскресенье

Великий пост начинается с Прощеного воскресенья, с вечери воскресенья. В Евангелии от Матфея Господь говорит нам: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Прощеным воскресеньем заканчивается сыропустная неделя. Поэтому Прощеное воскресенье еще называется – сыропустом, в этот день последний раз, когда перед Великим постом употребляют в пищу масло, яйца, сыр.

Великий пост считается самым долгим из многодневных постов. Пост длится сорок дней, и Православная Церковь в установлении количества дней воспользовалась важными библейскими событиями: когда был Всемирный потоп дождь шел в течение сорока дней и ночей, сорок лет ходил по пустыне израильский народ, в течение сорока дней Иисус Христос и пророк Илия постились в пустыне. Также к сорока дням Великого поста приплюсовывается еще одна неделя – Страстная неделя, в которую вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа. Таким образом, продолжительность Великого поста – семь недель – от Прощеного воскресенья до Пасхи.

Для Великого поста существуют несколько условий, которых Православная Церковь рекомендует соблюсти, чтобы пост для всех нас был истинным и духовным. Первое из условий: освободить дух свой от главенства плоти и материи. Вот что про это сказано в Евангелии от Матфея: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 16-21). Второе условие – это прощение. Опять же в Евангелии от Матфея сказано о прощении: «Ибо если вы будите прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). То есть, прощать надо не на словах, если даже они искренние, а прощать надо от всего сердца, с глубокой и прочувственной любовью. Прощение дает нам возвращение к пониманию, любви, согласи. Прощение убивает в нас совершенные нами самые главные грехи – ненависть, зависть, раздражение, ссора. Поэтому то Великий пост начинается с Прощеного воскресенья. В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов: «Не отврати Лица Твоего…» и «Дал еси достояние…», которые поются попеременно через воскресенье. В это воскресенье после вечерни совершается чин прощения. В церкви на Прощеное воскресенье проходит служба, после которой молящиеся подходят к священнику и просят у него прощения, священник тоже просит у всех прощения, далее просят прощения друг у друга. А по приходу домой просят прощения у родных и близких, соседей и вообще у всех с кем контактируют ежедневно. Условие третье – это пощение, то есть воздержание от животного происхождения пищи, и употребление только растительной пищи. Великий пост без пощения – не великий пост.

Господь говорит нам : «Не судите, да не судимы будите, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1). И люди просят прощение, ведь так говорит Господь. Если не простить, иметь обиду, то и Великий пост не будет иметь духовного смысла.

Прощая, мы освобождаем свою душу от обид. Считается, что тот, в чьей душе лежит обида, значит, у него случилась настоящая беда. Поэтому, этому человеку надо обязательно помочь его обиде, привести его бедную душу к примирению. Таким образом, для примирения, избавление своей души и сердца от обид, и существует Прощеное воскресенье и Великий пост. Именно всепрощения в этот день ждет от нас Господь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Молитесь во имя Господа, как писал Матфей, и не обижайтесь никогда: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» (Мф. 6, 9-13).